Автодома на базе Газелей и Соболей
Главная - Автодома на базе Газелей и Соболей
Отличие Соболя от Газели - в первую очередь укороченной до 2760 мм колёсной базы и разница в длине в 69 см, независимой передней пружинной подвеской и односкатной ошиновкой заднего моста, что снизило грузоподъёмность до 900 кг.
Рестайлинг Соболя (как и Газели) был проведён в 2003 году - изменились фары, панель приборов и другие элементы автомобиля.
Модель | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Колёсная база, мм |
«Соболь» | 4810 | 2030 | 2200 | 2760 |
«Газель | 5500 | 1966 | 2200 | 2900 |
ГАЗ-2310 — бортовой грузовик (4 × 2) грузоподъёмностью 0,9 т, вариант — шасси с кабиной под установку надстроек типа фургон-бокс;
ГАЗ-23107 — бортовой грузовик 4 × 4 с полноприводной трансмиссией;
ГАЗ-2752 — цельнометаллический фургон грузоподъёмностью 0,8 т со сдвижной боковой дверью и двустворчатой задней, вариант — грузо-пассажирский комби на 7 мест с изолированным грузовым отсеком;
ГАЗ-27527 — цельнометаллический фургон 4 × 4, вариант — грузо-пассажирский комби на 7 мест;
ГАЗ-2217 — минивэн «Соболь Баргузин» на 7 или 11 мест с низкой крышей и подъёмной задней дверью;
ГАЗ-22177 — минивэн «Соболь Баргузин» с колёсной формулой 4 × 4;
ГАЗ-22171 — микроавтобус «Соболь» категорий М1 и М2 на 7 («Соболь купе») или 11 мест со стандартной крышей и двустворчатой распашной задней дверью;
ГАЗ-221717 — микроавтобус «Соболь» категорий М1 и М2 с колёсной формулой 4 × 4
Двигатели
На «Соболях», как и на «Газели», первоначально (до 2005 года) устанавливался карбюраторный двигатель с Волг - ЗМЗ-402 (2,5 л, 8 кл.), карбюраторный ЗМЗ-406.3 (2,3 л, 16 кл.) и
инжекторный ЗМЗ-406 (2,3 л, 16 кл., выдававший 100—110 л. с.), а по заказу устанавливался и лицензионный дизель ГАЗ-560 (2,1 л) мощностью 85 л. с.
С 2003 года на Соболи устанавливают инжекторные моторы уровня Евро-2: ЗМЗ-40522.10 (2,5 л, 16 кл., 140 л. с.) и турбодизель ГАЗ-5601 (95 л. с.;)
с 2008 года — инжекторные моторы, соответствующие экологическому классу Евро-3: ЗМЗ-40524.10 и Chrysler DOHC 2.4L (2,4 л, 137 л. с.),
а также и турбодизель ГАЗ-5602 (95 л. с.) С 2009 года семейство «Соболь» оснащается ульяновским мотором УМЗ-4216.10 (2,89 л, 107 л. с.),
а с осени 2010 года комплектуется также турбодизелем Cummins ISF 2.8L (2,8 л, 128 л. с.).
Двигатель ЗМЗ-40524.10 - продукт доработки ЗМЗ-40522.10 с целью повышения надёжности и ресурса, а также удовлетворения экологическим требования Euro-3. Максимальная мощность - 140,5 л.с. и
214 Нм.
Что нужно для переделки Газели или Соболя в автокемпер (дом на колёсах) своими руками?
1. В первую очередь, желательно избавиться от ржавчины и гнили, при необходимости переварив гнилые места, обработав очаги ржавчины и (если нужно) перекрасив кузов.
2. Обычно на пол стелют фанеру - в 2 слоя по 10 мм, стянув её саморезами для большей жёсткости. Перед этим снимаются все сиденья, а пол обрабатывается специальным средством для блокирования ржавчины.
3. На этом же этапе можно начать варить каркас для мебели, дополнительного аккумулятора и т.д.
4. Кузов утепляется - например, пенополистиролом, и обшивается - как вариант, винилкожей. Если исходный кузов - микроавтобус, обычно тонируются задние окна и на них навешиваются занавески для
создания домашней атмосферы.
5. Арки задних (в идеале и передних) колёса тщательно обезжириваются, оклеиваются виброизоляцией и шумо-теплоизоляцией для улучшения комфорта как на стоянке, так и в движении.
6. Потолочные панели можно обклеить карпетом - это в том числе придаст им лучший вид. Можно врезать дополнительные светильники (светодиодные), подключив их проводами над панелями и выведя куда-нибудь
выключатели для них.
7. Устанавливается диван-раскладушка в удобном месте - обычно это у задних дверей (в Соболе) или у одной из стен (в Газели). Купить диван для Соболя или Газели можно в интернете - предложений хватает.
По стоимости - около 15 тыс. рублей.
8. Устанавливается биотуалет - их вариантов предостаточно в интернете, и в магазинах. Не забудьте заодно купить специальную жидкость для биотуалетов.
9. По желанию (и возможностям) - душ (обычно со сливом прямо на землю или в подставленную ёмкость).
10. Можно усилить задние амортизаторы, т.к. вырастает нагрузках на них.
Что выбрать в качестве основы для кемпера - Газель или Соболь?
Газель способна перевезти больше веса и объёма, но и занимает больше места на парковке (минимум на 66 см). Где-нибудь в небольшом кармашке на узенькой европейской улочке это может быть особенно заметно.
Маневренность Газели также хуже, в том числе из-за спаренных колёс сзади вместо одиночных у Соболя. Это автоматически означает и бОльшие траты на шины в первом случае.
Соболь - практически комфортная легковая машина, более резвая, экономичная, мягкая и удобная, отлично подходящая для семейных поездок, тогда как Газель - грузовик, который прекрасен для строительства
дачи, перевозки грузов.
Напомним, что длина бортовой Газели - 5540 мм, микроавтобуса на 8-13 человек или цельнометаллического фургона - 5475 мм, а Соболя - 4880 мм. Последний вмещает 6-10 пассажиров или до 1 тонны груза,
первая - до 1.5 тонн. Максимальная скорость первого - 120 км/ч, в его активе - лучшая динамика и меньший расход топлива.
Очень важно, что, например, в Москве существует ограничения на въезд большегрузного транспорта (свыше 1 тонны) в центр - здесь Соболь незаменим. У него ещё и передняя независимая подвеска, что
улучшает управляемость, повышает плавность хода и делает машину устойчивее на высоких скоростях. В качестве семейного автомобиля лучше всего подойдёт Баргузин.
Газель экспортировалась в Данию, Норвегию, Германию, Чехию, Венгрию, Хорватию, Словению, Словакию, Югославию, Польшу, Румынию, Македонию, страны Балтии, Аргентину, Кубу, Турцию, Уругвай, Гвинею, Алжир,
Нигерию, Сирию, Эквадор и Ирак.
В 2010 году появилась ГАЗель-Бизнес, опознать которую проще всего по новой решётке радиатора. В 2013 году появилась «ГАЗель-Бизнес CNG» с битопливным двигателем УМЗ-421647, работающим на метане и бензине.
Около 80% машин этой серии - бензиновые, остальные - дизельные; около 75% машин - Газели, остальные - Соболи. Полноприводных машин достаточно мало, в нормальном состоянии искать их придётся долго.
Около половины машин - с бортовой платформой, 25% - цельнометаллические фургоны. Микроавтобусов - около 12%.
По распостранённости двигателей - 2.9 (УМЗ-4215/4216) (33%), 2.5 (ЗМЗ-405) (21%) и 2.4 (Chrysler) (20%). Наиболее распространённая дизельная версия – с турбомотором 2.8 Cummins (15%).
Автомобилей с бензиновым 2.3 (ЗМЗ-406) мало (9%), а с лицензионным турбодизелем 2.1 Steyr (ГАЗ-560) - всего 4%.
Кузов
Коррозионная стойкость этих машин не слишком высока, к тому же их покупают, как правило, для работы, поэтому редко хорошо защищают от коррозии. Поэтому сегодня на улицах полно автомобилей с гнилыми
насквозь капотами, дверями, крыльями, порогами.
Присматривая себе Газель или Соболь, обратите внимание на пол в кабине и под подножкой - в этих местах он может быть насквозь гнилой.
Из-за того, что такие машины часто эксплуатируют с перегрузом, лопаются рамы между кузовом и кабиной, поэтому лонжероны рамы надо осмотреть на целостность и отсутствие следов сварки.
Двигатели
Как минимум, двигатель не должен иметь следов потёков масла и технических жидкостей. При его работе не должно быть посторонних звуков. Часто такие машины проезжают в месяц по 10 тысяч километров и при
пробеге порядка 500 тыс. км от них просто избавляются.
Бензиновые двигатели на таких машинах наиболее распространены. ЗМЗ-402 объёмом 2.4 л устанавливался и на Волги ГАЗ-24, 3110. 16-клапанный ЗМЗ-406 имеет объём 2.3 л, а инжекторный ЗМЗ-405 - 2.5 л.
Последние два двигателя чаще всего встречаются на этих автомобилях. Их ресурс до капремонта - 200-300 тыс. км. при регулярной замене синтетического масла и фильтров. Интервал замены цепи (825 рублей) -
раз в 100 тыс. км.
ЗМЗ-405 имеет те же проблемы, что и ЗМЗ-406, т.к. разработан на его базе:
1. Гидронатяжитель цепи ГРМ может заклинить, что приведёт к появлению колебаний, шума цепи, в дальнейшем - разрушением башмака, перескакиванием цепи и вероятным её разрушением. При этом в ЗМЗ-406
клапана не гнутся.
2. Перегрев двигателя по причине неисправного термостата, забитого радиатора, недостатка охлаждающей жидкости или пробок в системе охлаждения.
3. Большой расход масла из-за изношенных маслосъёмных колец и колпачков. Ещё одна причина - лабиринтный маслоотражатель с резиновыми трубками для маслоотвода - если между крышкой клапанов и пластиной
лабиринта есть щель, в неё может уходить масло. Проблема решается снятием крышки и промазыванием герметиком.
4. Провалы тяги, неравномерный холостой ход по причине умирающих катушек зажигания.
5. Стук в двигателе. Стучать могут как гидрокомпенсаторы, так и поршни, поршневые пальцы и т.д.
6. Троение по причине неисправных свечей, катушек зажигания или пониженной компрессии.
7. ЗМЗ 406 глохнет. Неисправность может быть в высоковольтных проводах, датчике коленвала или регуляторе холостого хода.
Крайслеровский Chrysler 2.4 L-DOHC мощностью 137 л.с. (устанавливается на Dodge Caravan и Stratus, Chrysler Voyager и Sebring, Jeep Liberty и Wrangler) - мощный, надёжный, экономичный двигатель с ресурсом
около 350 тыс. км. при условии регулярной замены синтетического или полусинтетического масла каждые 10 тыс. км. с фильтром (670 рублей), свечей зажигания (по 190 рублей) раз в 50 тыс. км. и ремня ГРМ Mopar
раз в 140 тыс. км. (3500 рублей).
Ульяновские двигатели УМЗ-4215/4216 развивают 89/107 л.с. - менее надёжные, с регулярными мелкими проблемами, со сбоями в электрике. До 1 января 2009 на машинах с такими моторами лопался выпускной коллектор
(от 5000 рублей), не выдерживающий перепадом температуры. Впоследствие его стали делать из чугуна, что решило проблему. Среди минусов и перегрувы летом, большой расход топлива, сложность в обслуживании.
Ресурс турбодизеля 2.1 (ГАЗ-560) (95-110 л.с.) по лицензии Styer - 250-300 тыс. км., после чего необходимо менять целиком моноблок с поршнями, шатунами, коленвалом и подшипниками внутри (104 000 рублей).
Примерно на 30 тыс. км. нужно меня арзамасский механизм натяжения ремня (2250 рублей); ресурс оригинального (3500 рублей) - до 100 тыс. км. Опытные водители рекомендуют возить с собой датчик оборотов двигателя
(2150 рублей) и топливный электронасос (1050 рублей) - последний подходит от ЗМЗ-406. В целом мотор достаточно надёжный, уверенно заводится зимой и тихо работает.
Турбодизельный Cummins ISF 2.8 (120 л.с.) собирается в Китае. Имеет надёжный привод ГРМ цепью и небольшой расход солярки - 10,3 л/100 км при скорости 80 км/ч и 8,5 л/100 км при 60 км/ч.
При условии регулярной замены полусинтетического масла 10W40 (минимум раз в 15 тыс. км., а ещё лучше чаще) и регулировке зазоров клапанов через 150 000 км его ресурс - до 500 тыс. км.
Слабые места Cummins ISF 2.8 - поддон из хрупкого пластика (5200 рублей) с трубой маслоприёмника. При повреждениях поддона в масляных магистралях могут появиться воздушные пробки, что негативно
отразится на двигателе.
Коробки передач
Коробка передач на Газелях и Соболях только одна - 5-ступенчатая механика со слабым место в виде силуминового корпуса шарнира рычага переключения передач (720 рублей). Симптом его скорого выхода из
строя - люфт, который может привести к недовключению передач и дальнейшему дорогому ремонту МКП.
Сцепление во время движения по пробкам из-за перекоса нажимного диска при нагреве «корзины» выключается не полностью, что наносит вред деталям коробки передач. Выход - установка сцеплений
Sachs (6340 рублей).
Выходят из строя главный (870 рублей) и рабочий цилиндры (630 рублей) сцепления.
Ходовая
Ходовая Газелей вполне живуча и обычно не требует вложений на протяжении 100 000 – 150 000 км. Но если часто перегружать машину и использовать некачественные запчасти, ремонт потребуется чаще.
Так, передние ступичные подшипники (по 890 рублей) могут загудеть на 50 000 км. А с ними может потребоваться замена и шаровых опор (от 600 рублей).
Российский гидроусилитель руля на машинах первого рестайлинга не отличается высокой надёжностью и может потечь или совсем отказать. ГУР от ZF на «ГАЗелях-Бизнес» значительно надежнее и работает до
100 тыс. км.
Рессоры задней подвески (от 2300 рублей за лист или от 4800 рублей в сборе) при проседании нуждаются в замене. В Газелях, рассчитанных на 1.5 тонны груза, обычно 5-6 листов, в Соболях (до 1 тонны) -
по 2 листа. Запрессовка сайлентблоков в рессоры - трудоёмкая процедура, сложно выполнимая в гаражах без специального пресса.
Протектор покрышек может рассказать о проблемах с подвеской, поэтому обратите на него внимание.
Габариты автодома
От массы, высоты и количества осей автомобиля зависит стоимость проезда по платным дорогам. Планируя дальнюю поездку или присматривая автодом, стоит и о предстоящих платных дорогах.
Например, на трассе Москва-Дон (М4) существует тарификация в зависимости от высота автомобиля и количества осей. Так, на всю дорогу для обычной легковушки надо будет отдать по состоянию на конец 2019
года 1325 рублей (при дневных тарифах без использования транспондера), тогда как при высоте 2-2.6 метра и 2х осях - 1920 рублей. Свыше 2.6 метров и 2х осях - 2610 рублей, а с 3мя и более осями -
уже 4840 рублей.